МАЛЫЙ ТЕАТР - МА́ЛЫЙ ТЕА́ТР (Государственный академический Малый театр), старейший московский драматический театр.
Формирование труппы театра началось в 1750-х гг, но его открытие состоялось 14 октября 1824, тогда же стал называться Малым театром. В 1824 начал работать в новом здании, которое было перестроено архитектором О. И. Бове. (см. БОВЕ Осип Иванович) В 1831 в Малом театре была впервые поставлена целиком комедия А. С. Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич) «Горе от ума», в которой блистали М. С. Щепкин (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович) (в роли Фамусова) и П. С. Мочалов (см. МОЧАЛОВ Павел Степанович) (в роли Чацкого). Важным этапом в деятельности театра стали постановки произведений Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) («Ревизор», 1836, «Женитьба», «Игроки», 1843). С 1850-х гг. судьба театра была тесным образом связана с творчеством великого русского драматурга А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич). Он написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом театре (многие впервые). Драматург создавал свои пьесы специально для Малого театра, принимал активное участие в репетициях. Еще при жизни драматурга театр стали называть «Домом Островского», памятник ему был установлен перед зданием театра в 1929. Пьесы Островского не сходят со сцены театра, они составляют основу его репертуара (в репертуаре 2005: «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша да вдруг алтын», «Бешеные деньги», «Пучина» «Трудовой хлеб», «Свои люди - сочтемся», «День на день не приходится», «Лес», «Правда хорошо, а счастье лучше»). Но в Малом ставились пьесы не только из русской жизни, на рубеже 19-20 вв. с успехом осваивалась западноевропейская классика, ставились пьесы Шекспира, Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих) (в «Орлеанской деве» с блеском выступала юная М. Н. Ермолова (см. ЕРМОЛОВА Мария Николаевна)), Лопе де Веги (см. ВЕГА Лопе де) и др. В конце 19 -начале 20 в. художественный уровень спектаклей театра снизился. Не слишком удачные попытки обновления были связаны с именами А. П. Ленского (см. ЛЕНСКИЙ Александр Павлович) и А. И. Южина (см. ЮЖИН Александр Иванович).
С 1919 театру было присвоено звание академический. Тетар обратился к новой драматургии, в 1926 была поставлена пьеса К. А. Тренева (см. ТРЕНЕВ Константин Андреевич) «Любовь Яровая». В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал, артистические бригады выезжали на фронт. На сцене театра были поставлены пьесы современных драматургов: А. Е. Корнейчука (см. КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович) «Фронт» (1942), Л. М. Леонова (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович) «Нашествие» (1943). В послевоенный период продолжилось наращивание репертуара, пришли талантливые режиссеры И. Я. Судаков (см. СУДАКОВ Илья Яковлевич), А. Д. Дикий (см. ДИКИЙ Алексей Денисович) и др. В 1960-1970-е гг. основу репертуара составляли пьесы современных авторов (А. Н. Арбузова (см. АРБУЗОВ Алексей Николаевич), С. И. Алешина (см. АЛЕШИН Самуил Иосифович), К. М. Симонова (см. СИМОНОВ Константин Михайлович)), но театр сохранил верность и классике (в 1960 театр впервые обратился к драматургии А. П. Чехова, «Иванов»). В эти годы проявили себя режиссеры Б. А. Бабочкин (см. БАБОЧКИН Борис Андреевич), Л. В. Варпаховский, И. В. Ильинский (см. ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович), Б. И. Равенских (см. РАВЕНСКИХ Борис Иванович), Л. Е. Хейфец (см. ХЕЙФЕЦ Леонид Ефимович), Б. А. Львов-Анохин (см. ЛЬВОВ-АНОХИН Борис Александрович).
В 1990- 2000-е гг. наиболее значимыми постановками стали «Царь Иоанн Грозный» А. К. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович) (1995), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (см. СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич) (1997), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1998), «Горе от ума » А. С. Грибоедова (200), «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского (2002).
Малый театр всегда славился своей актерской школой. Ее основоположники утвердили глубокий жизненный реализм (Садовские (см. САДОВСКИЙ Пров Михайлович (1818-72)), М. С. Щепкин (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович)), романтизм (П. С. Мочалов (см. МОЧАЛОВ Павел Степанович), М. Н. Ермолова (см. ЕРМОЛОВА Мария Николаевна)). За годы существования театра сложились актерские династии (первая из них династия Садовских). Среди крупнейших актеров второй половины 19 - начала 20 вв.: С. В. Васильев, Г. Н. Федотова (см. ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна), А. П. Ленский (см. ЛЕНСКИЙ Александр Павлович), А. И. Южин (см. ЮЖИН Александр Иванович).
Актеры и режиссеры: П. М. Садовский (см. САДОВСКИЙ Пров Михайлович (1874-1947)), С. Л. Кузнецов, А. А. Яблочкина (см. ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна), А. А. Остужев (см. ОСТУЖЕВ Александр Алексеевич), М. М. Климов, К. А. Зубов (см. ЗУБОВ Константин Александрович), В. Н. Пашенная (см. ПАШЕННАЯ Вера Николаевна), В. Н. Рыжова, (см. РЫЖОВА Варвара Николаевна) Е. Д. Турчанинова (см. ТУРЧАНИНОВА Евдокия Дмитриевна), В. О. Массалитинова (см. МАССАЛИТИНОВА Варвара Осиповна), Е. М. Шатрова (см. ШАТРОВА Елена Митрофановна), Б. А. Бабочкин (см. БАБОЧКИН Борис Андреевич), Б. И. Равенских, М. И. Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), М. И. Царев (см. ЦАРЕВ Михаил Иванович), И. В. Ильинский (см. ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович), В. И. Хохряков (см. ХОХРЯКОВ Виктор Иванович), Н. И. Рыжов (см. РЫЖОВ Николай Иванович), Н. А. Анненков (см. АННЕНКОВ Николай Александрович), Е. Н. Гоголева (см. ГОГОЛЕВА Елена Николаевна), Е. В. Самойлов (см. САМОЙЛОВ Евгений Валерьянович), Э. А. Быстрицкая (см. БЫСТРИЦКАЯ Элина Авраамовна), Е. Я. Весник (см. ВЕСНИК Евгений Яковлевич), В. В. Кенигсон (см. КЕНИГСОН Владимир Владимирович), В. И. Коршунов (см. КОРШУНОВ Виктор Иванович), В. М. Соломин (см. СОЛОМИН Виталий Мефодьевич), Е. К. Глушенко (см. ГЛУШЕНКО Евгения Константиновна), В. П. Павлов (см. ПАВЛОВ Виктор Павлович), В. И. Бочкарев, С. В. Женовач (см. ЖЕНОВАЧ Сергей Васильевич). Художественный руководитель Ю. М. Соломин (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич) (с 1988).